НА ПУТИ К ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ <br> Краткий обзор рынка чая (2007 г.)

НА ПУТИ К ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Краткий обзор рынка чая

К началу 2007 года рынок чая в России практически прекратил свой рост в натуральном выражении: за 2006 год, по сравнению с 2005-м, объем продаж этой продукции увеличился всего на 1%. Тенденция постепенного замедления роста объемов продаж наблюдалась на протяжении последних 3 лет. Так, уже в 2003 году он составил только 4% по отношению к предшествующему году. Для сравнения: в 2002 году по отношению к 2001-му рост достиг порядка 10%. В 2005 году объемы продаж выросли только на 2% в натуральном выражении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для существенного роста рынка в натуральном выражении возможностей практически не осталось. Эта тенденция наблюдается и на мировом рынке чая, где объем производства в целом превышает объем продаж.

В условиях низкого роста объема продаж емкость российского рынка чая увеличивается только в денежном выражении. Так, в 2006 году при увеличении рынка на 1% в натуральном выражении рост в стоимостном выражении составил 14%. Причиной такого положения является неуклонное сокращение сегмента дешевого чая и увеличение премиум-сегмента. Так, в настоящее время на петербургском рынке чая практически отсутствует низкий ценовой сегмент, хотя в целом по России на него приходится около 15% рынка в натуральном выражении.

Важно отметить, что тенденция удорожания чая в нашей стране происходит в условиях сокращения цен на сырье на мировом рынке. Это снижение вызвано политикой ценового демпинга, осуществляемого поставщиками из Вьетнама, Мозамбика и Малайзии. Многие поставщики из этих стран – особенно из Вьетнама – увеличивают свою долю поставок в Россию, так как отечественные компании заинтересованы в недорогом сырье и в снижении своих издержек. Однако увеличение доли дешевого сырья не ведет к уменьшению цен на конечный продукт. Существующие цены вполне приемлемы для потребителей, следовательно, у производителей нет оснований их снижать, сокращая собственную прибыль.

Становление отечественного рынка чая в постсоветский период сопровождалось появлением огромного количества игроков. Большая их часть уже прекратила свое существование, многих из оставшихся, похоже, ждет та же участь. Число компаний, действующих сегодня на российском чайном рынке, оценивается по-разному. По данным ГТК, число компаний-импортеров в 2000 году составило около 450, из них только у 20 объем поставок превышал 1% от общего объема продукции, ввозимой в страну. Еще у 50 игроков этот показатель находится в пределах от 0,1 до 1%. В 2001 году количество компаний-импортеров сократилось более чем в 2 раза. В настоящее время в России продажи чая осуществляют менее 100 производителей и поставщиков.

Крупный российский рынок привлекателен для международных производителей. Среди наиболее известных компаний, которые давно и успешно работают в России, стоит упомянуть Ahmad Tea Ltd. (Великобритания, ТМ Ahmad), MJF Holdings Ltd. (Индия, ТМ Dilmah), R. Twining&Co. Ltd. (Великобритания, ТМ Twinings), Sara Lee Corp. (США, ТМ Pickwick) и Unilever N.V. (ООО «Юнилевер СНГ», Москва, ТМ Lipton, «Беседа», «Брук Бонд»).

По данным ассоциации «Росчайкофе», объединяющей крупнейших российских производителей, объем отечественного чайного рынка составляет около 180 тысяч тонн, а годовой оборот оценивается примерно в $1,2 млрд.   В целом эксперты и ведущие специалисты чайного рынка довольно единодушны в своем прогнозе относительно объемов потребления чая. Они считают, что в ближайшие годы физический объем рынка меняться не будет. Это обусловлено тем, что рынок достаточно стабилен, а небольшие колебания его объема в пределах 10 тысяч тонн находятся в пределах нормы.

При всем разнообразии марок и сортов предлагаемой продукции российский рынок чая является достаточно консолидированным – 80% объема продаж приходится на долю 7 производителей. Лидером рынка, по оценке его участников, является ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ Greenfield, «Принцесса Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Ява»). Этот производитель контролирует более 30% рынка в натуральном выражении. Далее следуют ОАО «Компания «Май» (Московская область, ТМ «Лисма», «Майский») и «Юнилевер СНГ» – доли этих производителей составляют соответственно 13 и 10%. Примерно одинаковые доли рынка – соответственно 9,5 и 9% в натуральном выражении – принадлежат компании Ahmad Tea и ГК «Сапсан» (Москва, ТМ «Акбар», «Гордон», «Китайский монах»). Также заметное место на рынке занимают ООО «Универсальные пищевые технологии» (Московская область, ТМ «Золотая чаша») и ООО «Императорский чай» (Московская область, ТМ «Императорский чай») – на их долю приходится соответственно 5 и 3–4% в натуральном выражении. 

Процесс консолидации на российском рынке чая начался три года назад. Именно в это время начали уходить мелкие игроки. В настоящее время небольшие компании, в том числе торгующие элитным чаем, занимают примерно 20% рынка в натуральном выражении. Такие игроки будут и далее покидать рынок, так как крупные компании продолжат свое развитие за счет их вытеснения. Вполне вероятно, что через несколько лет в России останутся только игроки федерального значения, продукция которых будет представлена во всех ценовых сегментах. По данным социологических опросов, около 98% россиян ежедневно выпивают хотя бы одну чашку чая. По мнению ряда специалистов, внутри чайного рынка можно выделить два основных сегмента: сегмент черного чая, который представлен сортами, подвергнутыми ферментации, и сегмент зеленого чая, представленный неферментированными сортами. Явное предпочтение россияне отдают черному чаю, рыночная доля которого составляет более 80% в натуральном выражении.

Основная доля потребляемого в России черного чая – около 75% – купажируется и расфасовывается внутри страны. Меньшая доля поставляется зарубежными компаниями. Процесс переноса чайных производств на территорию России связан с тем, что ввозные таможенные пошлины на фасованный чай значительно выше, чем на чайное сырье.

В настоящее время в сегменте зеленого чая наблюдается существенный рост розничных продаж. Сейчас доля этого вида чая в стоимостном и натуральном выражении составляет соответственно 20 и 8%.

До 2002 года на российском рынке практически отсутствовал элитный чай, а поставки плантационного сырья составляли несколько десятков тонн. С 2004 года по 2006-й в среднем ценовом и премиальном сегментах наблюдался постоянный рост, составивший соответственно 6–8 и 4–6% в год. В 2006 году темпы роста в сегменте элитного чая превысили темпы роста в среднем ценовом сегменте. На сегодняшний день элитный чай представлен на рынке Санкт-Петербурга следующими основными игроками: московскими ООО «Русская чайная компания», ООО «Форсман-Центр», ЗАО «Чайная компания №1» и петербургским ООО «Товарищество чаеторговцев».

Особое место среди многочисленных российских производителей и импортеров чая занимает «Русская чайная компания». Этот игрок рынка специализируется на поставке чая – прежде всего ароматизированного и элитного – и чайных напитков как для продажи на развес, так и фасованных. Ассортимент предлагаемой продукции включает порядка 300 наименований не только чисто черного и зеленого чая, но и разнообразных ароматизированных и цветочных чаев, травяных и фруктовых смесей, а также ройбуша и матэ. Ароматизированные чаи, травяные и фруктовые смеси изготавливаются по заказу «Русской чайной компании» немецкой компанией Wollenhaupt GmbH, которая вот уже более 100 лет занимается ароматизацией и купажированием чая. «Русская чайная компания» расфасовывает чай на собственной производственной базе в г. Одинцово Московской области. Продукция компании представлена во многих крупных торговых сетях, а также в многочисленных чайно-кофейных магазинах, торговых центрах, универсамах и супермаркетах Петербурга.

Финская компания Aaro Forsman OY первой начала работать на российском рынке элитного чая. Марка «Форсман-чай» привлекла внимание импортеров из России еще в 1995 году, а в 1999-м в Москве было открыто представительство компании – «Форсман-Центр». Для продвижения своей продукции компанией Forsman были организованы специализированные секции в магазинах разного формата. На сегодняшний день в России насчитывается более 400 таких секций.

Чайная компания № 1 является эксклюзивным импортером датской компании Nadin Company A/S. На российском рынке эта компания представлена уже 12 лет. За это время она заняла одно из лидирующих мест в сегменте ароматизированных и плантационных чаев. Общий ассортимент продукции, выпускаемой под маркой «Надин», насчитывает более 250 наименований элитных сортов чая и кофе. В качестве основного канала распространения в Петербурге компания выбрала крупные торговые сети. Через них продается более 80% чая «Надин». Стоит отметить, что Чайная компания №1 не пошла по пути создания фирменных магазинов или секций, позиционируя свою продукцию как эксклюзивный чай, который реализуется в обычных продуктовых магазинах по цене, доступной каждому ценителю напитка.

В 2002 году на петербургском рынке появился первый магазин сети «Унция», принадлежащей «Товариществу чаеторговцев». Сейчас в сети насчитывается 12 магазинов, еще 5 планируется открыть. В перспективе в планах «Унции» – увеличение количества магазинов до 25.
Компания использует три основных канала поставок товара – Германия, Китай и Индия. В отличие от других сетей, специализирующихся на реализации элитного чая, «Унция» создала свою собственную концепцию торговли. В ее основе лежит идея о том, что потребитель должен запомнить не только качество приобретенной продукции, но и то, в какой атмосфере, как и где сделана покупка. Кроме того, особенностью магазинов «Унция» является то, что в них продается только развесной чай.

В 2006 году на петербургский рынок вышли московские компании, предлагающие элитный чай. Столичные игроки привыкли к формату крупных сетей. Так, например московская сеть «Кофейная кантата» (ООО «Кофейная кантата»), предлагающая не только чай, но и кофе, уже сейчас состоит из шести магазинов, продолжая расширяться. Сеть магазинов «Млесна», реализующая чай компании Mlesna Ltd. (Шри-Ланка), не только увеличивает количество своих фирменных киосков, но и расширяет сеть специализированных магазинов – в будущем планируется открыть до 30 торговых точек этой сети. Не менее 10 магазинов собирается открыть ООО «Алеф Трейд», владелец двух торговых точек, реализующих чай под брендом Ballotin.

Такая активность московских и петербургских компаний объясняется стремлением получить преимущество перед конкурентами, заняв как можно большую долю. Сейчас на чайном рынке Северной столицы наиболее заметны 5–6 компаний, которые владеют примерно 40 магазинами. В ближайшее время они планируют увеличить число своих магазинов вдвое. Таким образом, развитие петербургского рынка элитного чая идет по пути консолидации и вытеснения мелких компаний. Можно предположить, что через несколько лет на нем останется 3–4 крупных игроков, которые будут делить между собой весь рынок. И очень велика вероятность того, что эти компании будут не петербургскими.

Юлия Зеликова

Исследования компании «Экро-RG»

Источник: RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ